Войцех Киляр родился 17 июля 1932 года в Львове (Lwów). Сегодня это украинский город, но в то время Львов был частью Польши (Poland). Его отец был врачом-гинекологом, а мать – театральной актрисой. Большую часть своей жизни Киляр провел в городе Катовице (Katowice), расположенном в южной части Польши – он живет там с 1948 года. В апреле 1966-го Войцех женился на пианистке Барбаре Помяновской (Barbara Pomianowska) и прожил с ней 41 год.
Киляр учился в лучших музыкальных академиях Польши, включая Государственную высшую музыкальную школу (State Higher School of Music) в Катовице, где он занимался под началом пианистки, композитора и прославленного педагога Владиславы Маркевич (также Владыслава Маркевичувна или Władysława Markiewiczówna) и окончил школу с отличием в 1955-м. В качестве аспиранта Киляр с 1955 по 1958 год учился в Государственной высшей музыкальной школе в Кракове (Kraków) под руководством пианиста и композитора Болеслава Войтовича (Bolesław Woytowicz). В 1957-м молодой музыкант принял участие в обучении на Международных летних курсах новой музыки (International New Music Summer Course) в Дармштадте, Германия (Darmstadt, Germany). В 1959-1960 Войцех Киляр, получив стипендию от французского правительства, учился в Париже (Paris) у знаменитого французского педагога, композитора и дирижера Нади Буланже (Nadia Boulanger). В 60-х вместе с Кшиштофом Пендерецким (Krzysztof Penderecki) и Хенриком Гурецким (Henryk Górecki) Войцех Киляр принадлежал к польскому авангардному музыкальному движению. В 1977-м Киляр стал одним из организаторов Общества Кароля Шимановского (Karol Szymanowski Society), основанного в Закопане (Zakopane) и посвященного одному из самых выдающихся польских музыкальных деятелей первой половины 20-го столетия. В течение многих лет Киляр возглавлял катовицкий отдел Союза польских композиторов (Association of Polish Composers), а в 1979-1981 был заместителем председателя национального совета этого Союза. Киляр также входил в состав репертуарного комитета Международного фестиваля современной музыки "Варшавская осень" ("Warsaw Autumn" International Festival of Contemporary Music). В 1991 году режиссер Кшиштоф Занусси (Krzysztof Zanussi) снял биографический фильм о композиторе, который так и назывался - "Войцех Киляр". Уже к 30 годам Киляр считался успешным классическим композитором. В 1959-м он написал музыку для своего первого фильма, и с тех пор работал со многими выдающимися польскими режиссерами, в числе которых Кшиштоф Кислевский (Krzysztof Kieslowski), Кшиштоф Занусси (Krzysztof Zanussi), Казимеж Кутц (Kazimierz Kutz) и Анджей Вайда (Andrzej Wajda). Он создал музыку более чем для 100 отечественных фильмов, нескольких французских и европейских кинолент. Первый англоязычный фильм композитора – "Дракула" (Dracula) Френсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola). Среди других его голливудских фильмов - "Смерть и девушка" (Death and the Maiden) Романа Полански (Roman Polanski), "Девятые врата" (The Ninth Gate), "Портрет леди" (The Portrait of a Lady) и "Пианист" (The P ianist). Их музыкальное оформление имеет характерные черты, присущие творчеству Войцеха Киляра – глубокие романтические темы, резкое звучание контрабасов и виолончелей и строгая, скупая гармония. Он является автором музыки более чем 130 фильмов, поставленных столь знаменитыми режиссёрами, как Казимеж Куц, Войцех Хас, Кшиштоф Занусси, Ежи Гофман, Роман Полянский, Януш Маевский. Кроме польских фильмов, Киляр писал музыку ко многим картинам известных режиссёров Европы и Америки, включая Фрэнсиса Форда Копполу («Дракула»). Без музыки Киляра трудно представить себе знаменитый аллегорический финал анимационного фильма Поля Гримо «Король и птица», а также не менее знаменитый рефрен «Опаздывающий на поезд» из картины Кшиштофа Кесьлёвского «Случай». В мелодраме Ежи Гофмана «Прокажённая» музыка способствует преодолению прямолинейности сюжета, возвышает происходящее до уровня экзистенциальной драмы. Помимо работ в кино, Киляр продолжает создавать классические произведения, в том числе пьесы для духового квинтета, несколько пьес для камерного оркестра и хора, "Балтийские кантики" (Baltic Canticles). Критики высоко оценили эпос "Исход" (Exodus), прозвучавший в фильме "Список Шиндлера" (Schindler"s List), Концерт для фортепиано с оркестром, посвященный Петру Яблонскому (Peter Jablonski), и его главную работу, "Сентябрьская симфония", законченную в 2003-м. Киляр – лауреат множества польских и международных премий и призов, включая престижные европейские и британские кинопремии. Скончался 29 декабря 2013 года.
Автор: Елена Мурзина
http://www.peoples.ru/art/music/composer/wojciech_kilar/
|