Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Ступка Богдан Сильвестрович
 
Богда́н Сильве́стрович Сту́пка (укр. Богдан Сильвестрович Ступка; 27 августа 1941, Куликов — 22 июля 2012, Киев, Украина) — советский и украинский актёр театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР (1980). Народный артист СССР (1991). С 1999 по 2001 год — Министр культуры и искусств Украины в правительстве Виктора Ющенко. С 2001 года был художественным руководителем Театра им. Ивана Франко. С 2006 по 2010 год — художественный руководитель актёрского курса в КНУТКиТ им. И. К. Карпенко-Карого. В 2009 году стал президентом Киевского международного кинофестиваля. Герой Украины (2011). Жизнь – это жизнь…
 
  
 



Богдан Ступка родился в селе Куликове Львовской области в Украине. Мальчишкой Богдан видел кровь, убитых, повешенных. А после войны бродил с друзьями, которые разбирали мины и гранаты, и знал, как отрываются руки. Отец Богдана Ступки пел в хоре в оперном театре, старший мамин брат был солистом, тетя — главным концертмейстером. Богдан с семи лет крутился за кулисами, видел и слышал всех выдающихся певцов, Козловский и Лемешев гладили мальчика по головке. У самого же Ступки слуха не оказалось, правда, когда служил в армии, в оркестре штаба Прикарпатского военного округа, стучал на барабане, ну а потом в ансамбле «пенсии и пьянки» занимался конферансом. Театр – это театр… В театр Богдан Ступка пришел, может быть, из-за страха перед реальной, жестокой жизнью: знал смерть с детства. Театр изображает жизнь, то есть там не по-настоящему погибают, умирают, и так далее. Там в это все играют, играют в жизнь. Театр – продолжение жизни, ты возносишься чуть-чуть над реальностью, но только в художественной форме. Театр – не побег из жизни, нет, просто человек нашел другую ее форму: жизнь – это жизнь, театр – это театр. Богдан Ступка окончил студию при театре им. М. Заньковецкой и театроведческий факультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого. Уже много лет Богдан Ступка – художественный руководитель Украинского национального академического драматического театра им. Ивана Франко. Но характер руководителя может проявить только на сцене, через роль, через искусство, по-другому пока у него не получается. И спектакли сам Ступка не ставит, приглашает режиссеров. И играет не так уж много, хотя ему, как артисту, сразу же каждый режиссер предлагает: «Для вас есть роль». А вот, например, в «Наталке Полтавке» один артист сыграл так, что Богдан Ступка ему даже сказал: «Мне так не сделать, играй ты». В Киеве на этот спектакль не попасть. Сын Богдана Ступка – Остап - артист в театре у отца. И все говорят, что артист хороший. Он как-то Богдану Сильвестровичу сказал в шутку: «Папа, поменяй фамилию, не слишком ли - две Ступки в одном театре!». Остап играет с отцом в спектакле «Тевье-Тевель». Интересно, что когда Григорий Горин пришел после спектакля в гримерку к Ступке, у него челюсть отпала: «Вы на сцене - еврей, а оказывается - нет. Откуда вы все про этот народ знаете?» «Кто хочет, тот знает», - улыбнулся артист. Великий артист всегда играет для людей, не для себя. «Я рассчитываю на публику, потому что для себя можно сесть в туалете – и играй себе, сколько хочешь», - считает актер. Кино – это кино… Самой первой, и действительно звездной в кино, стала работа Богдана Ступки в прославленной картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной». В фильме живописуется освобождение румынской части Украины в 1939 году Красной армией. Ступка сыграл бендеровеца, одного из братьев Звонарей, что родом с Буковины, причем, как оказалось такого привлекательного, что все будто с ума посходили. Орест Звонарь подался во время войны в отряд украинских националистов, уведя с собой и дочь священника Дану, желанную для всех троих братьев. И в итоге всех перипетий покончил с собой. Актеру вообще чаще обычного поручали отрицательные роли в кино. Особенно впечатляющим получился небезызвестный Тимофей Лысенко в многосерийном телефильме «Николай Вавилов» (1990). В политической ленте Игоря Гостева «Серые волки» (1993) он был ни кем иным, как Семичастным, а в драме Режиса Варнье «Восток – запад» полковником из органов, чинящим препятствия «возвращенцам», наивно поверившим своей родине. И все же, к большому сожалению, многогранный талант актера долгое время не был в должной мере востребован. Большинство картин, в которых Богдан Ступка снялся за тридцатилетний период (70-е, 80-е, 90-е годы), не стали заметными произведениями на экране. Многие из них, что называется, вообще и не вспомнить, даже прочитав название и узнав имя сыгранного героя. А если и остался в памяти какой-нибудь лихой «вестерн по-советски» типа «Забудьте слово "смерть» (1979), то все равно с трудом представляешь себе, что за персонаж Островой, которого изобразил в этом фильме с погонями и перестрелками внешне фактурный украинский актер. Настоящий успех к Богдану Ступке пришел лишь в новом веке… В новом веке 21 век для актера начался с работы в исторической драме украинского режиссера Николая Засева «Черная рада», рассказывающем о борьбе за гетманскую власть на Украине в XVII веке.
 
  
 

Правда, этот фильм остался широким зрителем незамеченным. Историческую тему Ступка продолжил в достаточно спорном фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу». Как и картина 30-летней давности новый фильм Ильенко тоже изрядно политизирован. Мазепа, которого сыграл Ступка.… Когда о нем говорят, обычно вспоминают «Полтаву» Пушкина, где Мазепа - предатель. А в поэме же Рылеева «Войнаровский», которую почти никто не читал, Мазепа – положительный персонаж, борец с царским самодержавием. Вот и в фильме Мазепа - образованный, интересный человек, ведущий в то непростое время тонкую политическую игру между Россией, Швецией и Польшей….

Двойной успех... Настоящий успех к актеру пришел в 2004 году. В то время Богдан Ступка снимался в двух фильмах одновременно и три месяца мотался между Севастополем и Псковом: неделю там, три дня здесь, потом, наоборот, три дня там, неделю здесь. Это как две души, и обе болят. Выбрать, какая из них ближе, для актера было сложно. Но, конечно, такого двойного успеха никто не ожидал - так бывает очень редко. Не сомневался актер ни в режиссерах - он видел предыдущие фильмы Павла Чухрая и Дмитрия Месхиева и именно поэтому согласился работать с ними, ни в операторах Клебанове и Мачильском, ну и в замечательных артистах тоже, партнерами были Хабенский и Петренко. Этими фильмами были «Свои» Дмитрия Месхиева и «Водитель для Веры» Павла Чухрая. Они были просто одержимы, готовились к каждой сцене, все продумывали, по несколько раз репетировали, если что-то не получалось, начинали снова. Конечно, для бывалого артиста Ступки это не было ново, но он не ожидал от молодых актеров такой серьезности и такого желания помочь партнеру. Свои Богдан Ступка в фильме СвоиВ фильме «Свои» Богдан Ступка потрясающе сыграл пожилого, но крепкого и волевого мужика, который пострадал от Советской власти в период раскулачивания. Ему впору бы навек озлобиться, мстя завистливым односельчанам и неблагодарной родине за годы лишений в лагерях. Однако, вызвавшись стать сельским старостой в услужении у немцев, он стал заботиться о том, как выжить самому, своей семье и прочим обитателям деревни на Псковщине, попросту переждать лихую пору, по-крестьянски мудро и даже с хитрецой снося неизбежное зло - незваных оккупантов, как и раньше таща нелегкое бремя в эпоху насильственной коллективизации. Чужаки придут и уйдут - а вот свои останутся навсегда. С ними жить и по мере сил добра наживать - не только в материальном, но и в духовном плане. Ибо нравственно и по-человечески справедливо все то, что оказывается на пользу или же в угоду жизни. Пусть от беглого энкавэдэшника родится в будущем ребенок у дорогой сердцу молодухи, которую ты сам уже не можешь осчастливить, а родной сынок хоть несколько дней помилуется со своей девахой - может, и она тоже понесет, как говорят деревенские... Важно, чтобы жизнь продолжалась несмотря ни на что и вопреки всему. Даже если ради этого придется убить немецкого прихвостня - полицмейстера и его пьяную компанию, спасая сына, а главное - двух дочерей, арестованных в качестве заложниц. Экран, конечно, дает исполнителю прекрасную возможность для выражения тщательно сдерживаемых эмоций на крупном плане, когда мы словно видим человека изнутри. Однако Богдан Ступка не был бы носителем богатой театральной традиции, если бы одновременно не мог с помощью внешнего рисунка воспроизвести заметную перемену в персонаже, отныне готовом идти до конца. Водитель для Веры Богдан Ступка в фильме Водитель у ВерыНе менее запутана и сложна ситуация в «Водителе для Веры», истории любви генеральской дочки к водителю и нелюбви КГБ к генералу накануне краха «хрущевской эпохи». Высокопоставленный военачальник должен, во что бы то ни стало, сохранить свою честь и в профессиональном плане: чины из КГБ хотят сделать его «козлом отпущения» в политической игре в верхах на фоне зреющего заговора против надоевшего генсека. И в частной жизни: дочь-хромоножка, воспитывавшаяся без матери, забеременела неизвестно от кого. Богдан Ступка предпочитает раскрыть в генерале из «Водителя для Веры» прежде всего человеческую драму. Подставленный своими коллегами и попавший в глуповатое положение из-за дочери, он все же стремится остаться достойным товарищем-соратником и готовым на прощение отцом. А также неким нюхом уловить родственную душу в водителе-сержанте, который хоть и падок на разные соблазны и грехи, однако в самый последний момент поступит как единственно свой, исключительно преданный человек. Кинематографисты, чаще судящие обо всем поверхностно, сумели все же заметить значительную фигуру, крупную личность, человеческое богатство и неисчерпаемость натуры в солидном возрасте Богдана Ступки, кстати, артист успел побывать и в реальной жизни большим начальником - министром культуры Украины. Герои актера из «Своих» и «Водителя для Веры» оказываются до конца неразгаданными. Это люди с необъяснимым народным характером, корневым по своей сути, накрепко связанным не только с землей, но и вообще с воздухом того места, где они обитают. Одним словом - наши! Заяц над бездной Богдан Ступка в фильме Заяц над безднойКак шутит сам Ступка, за три десятка лет своей карьеры он переиграл всех царей, вождей и генералов: Ричард III и король Лир, генерал в «Водителе для Веры», гетман Мазепа в «Молитве за гетмана Мазепу», у Сергея Бондарчука в «Красных колоколах» - Александр Федорович Керенский, и, конечно же, Брежнев в «Зайце над бездной». Леонид Брежнев – особый случай. Он у всех был на виду – то ли страшилище, то ли посмешище. Анекдотов одних сколько! Тигран Кеосаян, режиссер картины, объяснил актеру, что фильм – вольная фантазия и ему не придется копировать своего героя. Так что все хорошее, что есть в этой картине, – от режиссера, который все делал вместе с актером и по законам театрального искусства. В плохом ищи хорошее, в хорошем – плохое, и выйдет живой человек. Тем более, когда речь идет о выдумке. В итоге получился анекдот. Но… анекдот с некоторой долей грустинки. И Брежнев в фильме совсем не карикатурный, он такой же, как мы, у него тоже есть своя мечта, своя любовь. Он любит английскую королеву (ее роль исполняет Елена Сафонова) и мечтает о ней. Никто же не запрещает мечтать, верно? А почему нет? Он же видный мужчина был! Да еще и руководитель одной шестой земного шарика, один из двух-трех самых могущественных людей планеты! Английская королева вполне могла бы на него глаз положить. Красивого, высокого, статного… Тарас Бульба В последние годы Богдан Ступка стал нередко играть в сериалах. «Пока приглашают, надо сниматься, - считает актер, - Я отказываюсь, только если в фильме совсем нет никакой роли, внутреннего конфликта. Но стараюсь делать это как можно реже, потому что завтра уже не пригласят: или скажут «примелькался, надоел», или просто забудут. Надо о себе напоминать. В «Убойной силе», например, снимаюсь в Южной Африке». В 2007 году режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам нового сериала по гоголевскому «Тарасу Бульбе», где Ступка играет, конечно же, Тараса. «Придется ли ко двору сейчас этот сериал? Ведь отношения между народами - русскими, украинцами, поляками - запутались окончательно, - рассуждает кинозвезда, - Все будет зависеть от того, какие акценты сделает режиссер. Может, еще больше запутает, хотя хуже, по-моему, просто не может быть! Уже пора обратно двигаться. У Гоголя же было две редакции «Тараса Бульбы». И в первом варианте - его у нас недавно издали - совсем другой финал. Там Тараса не сжигают, и темы антагонистического противостояния народов тоже нет. Какой вариант выберет Бортко, не знаю. Но как бы там не было, мой Тарас пойдет против обычных представлений и тех портретов, которые писали художники - тот же Репин. У Гоголя Тарас Бульба не просто казак. Это же полковник! Его дети учатся в бурсе. А в те времена Киевская бурса, к примеру, стояла почти на одном уровне с академиями. И чтобы туда отправить сына, нужно было иметь деньги». Два в одном В фильме Киры Муратовой «Два в одном» Богдану Ступке досталась очень неожиданная роль. Там он сыграл «полового гангстера». В молодости герой актера был грозой женщин, но постарел, растерял всех своих подруг. Чтобы не встречать Новый год в одиночестве, он заставляет дочь найти ему женщину, которую случайно увидел из окна. И, в конце концов, влюбляется в нее. Любовь, особенно в зрелом возрасте, - это что: подарок, наказание? - Наказание. От возраста это не зависит. Любовь - это лишь несколько минут счастья, если она взаимна, и постоянные страдания. Ревность, мысли о том, где она, с кем она, что она сейчас делает.… Не такая уж это большая радость! Тогда зачем мы ее всю жизнь ищем, мечтаем о ней? Личная жизнь «Я тяжелый человек — по характеру. Но жена говорит: «Да, с тобой тяжело жить. Но как только я посмотрю спектакль, где ты выходишь на сцену, то опять влюбляюсь и все прощаю!» Вот она, сила искусства! Другие меняют женщин как перчатки, а я вцепился в одну - и живу. Ее мудрость позволила нам прожить так долго, вместе более сорока лет. И считаю, что мне повезло! Ощущения, что уже все видел, и все знаю, совсем нет, очень любопытно, все интересно. Особенно сейчас, когда приходится много гонять по миру. То здесь, то там, с одних съемок на другие, из кино на сцену, со сцены в кино», - мечтательно говорит великий актер. «Радуюсь солнцу, дождю, да, да... А вот жизни? Жизнь, она к закату движется... Неинтересно. Что за радость – приближаться к смерти и уйти в другой мир?! Все удалось: рождение, детство, юность, зрелость, а вот старость не удалась. Болезни, морщины появляются, силы уже не те. Какая радость? Раньше спрыгивал с дивана, теперь еле поднимаюсь», - грустно улыбается Богдан Ступка. Биография[править | править вики-текст] Родился 27 августа 1941 года в посёлке Куликов Генерал-губернаторства «Галиция» (ныне Жолковского района, Львовская область, Украина). В 1948 году семья переехала во Львов. Не поступив в политехнический институт, работал учеником слесаря. Затем стал фотографом в астрономической лаборатории (лаборант-вычислитель на переменных звёздах). Был ведущим в джаз-ансамбле «Медикус». В 1961 году окончил студию при Львовского УАДТ имени М. К. Заньковецкой. С 1963 по 1966 год служил в Ансамбле песни и пляски Прикарпатского военного округа (работал конферансье и чтецом). С 1961 по 1978 год был актёром Львовского УАДТ имени М. К. Заньковецкой. 25 марта 1967 года женился на Ларисе Корниенко. С 1967 года — член Союза театральных деятелей Украины. В российское кино попал благодаря Михаилу Ульянову, увидевшему молодого Богдана Сильвестровича в картине «Белая птица с чёрной отметиной» и снявшему его позднее в своём режиссёрском дебюте «Самый последний день»[1]. В 1978 году Ступка был зачислен в труппу Театра им. Ивана Франко. В 1984 году окончил КГИТИ имени И. К. Карпенко-Карого по специальности «театроведение». С 1999 по 2001 год — министр культуры и искусств Украины в правительстве Виктора Ющенко. С 2001 года до последних дней являлся художественным руководителем Театра им. Ивана Франко. С 2006 по 2010 год — художественный руководитель актёрского курса в КНУТКиТ им. И. К. Карпенко-Карого. В 2009 году стал президентом Киевского международного кинофестиваля. В телевизионном сезоне 2007—2008 годов на телеканале «Интер» состоялся проект «Великие украинцы». Богдан Ступка в документальном фильме представил Тараса Шевченко. Сам Ступка в рейтинге великих украинцев занял 47-е место[2]. В 2011 году, на сцене Театра им. Ивана Франко, с размахом отпраздновал своё 70-летие. Юбилейный вечер назывался «Концерт № 70»[3]. Одну из последних киноролей Ступка исполнил в криминальной драме Олега Погодина «Дом». За убедительное перевоплощение в отца большого семейства Григория Шаманова актёр был удостоен очередной премии «Золотой орёл». Последние годы, смерть и память[править | править вики-текст] Летом 2010 года Богдан Ступка потерял сознание на съёмках телесериала «Однажды в Ростове». В январе 2011 года актёру сделали операцию в Германии; в октябре он снова уехал на лечение в Германию[4]. 22 июля 2012 года советник Президента Украины Анна Герман сообщила, что в 7:45 утра актёр скончался в киевской больнице «Феофания» после продолжительной болезни[5]. Президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру страны Николаю Азарову создать специальный комитет для организации похорон Богдана Ступки, возглавил который министр культуры Украины Михаил Кулиняк[4]. Причиной смерти Богдана Ступки стала острая сердечная недостаточность, вызванная последней стадией рака мочевого пузыря (по другим данным — рака костей), который в январе 2012 года дал метастазы в кости. В ночь с 21 на 22 июля у актёра случился инфаркт, после чего он впал в кому. К утру Ступка скончался[6]. Сын Богдана Сильвестровича Остап сообщил, что в день смерти его отца врачей в больнице не было вообще по причине выходного дня[7], но позже информация была опровергнута. Соболезнования в связи с кончиной актёра выразили многие именитые персоны, президенты России, Украины и Белоруссии, а также коллеги Ступки по сцене и съёмочной площадке. Режиссёр Тигран Кеосаян, снимавший Ступку в ленте «Заяц над бездной», сказал[8]: « Нужно скорбеть о том, что ушёл из жизни поистине великий человек, великий артист. Когда уходит гений, то не то что грустно, это необратимо, невозвратно, эту потерю невозможно измерить никакими мерилами. К этому невозможно привыкнуть. У меня ощущение, что я потерял родного человека. »
 
  
 



В здании Театра им. Ивана Франко, в котором Ступка проработал почти 35 лет, был установлен его портрет, тысячи поклонников актёра несли к нему цветы и свечи[9]. Вечером 23 июля начался обряд отпевания актёра в церкви святого Николая Мирликийского на Аскольдовой могиле, который продлился всю ночь[10]. Прощание со Ступкой прошло 24 июля на сцене Театра им. Ивана Франко. Чтобы лично проститься с актёром, президент Украины Виктор Янукович прервал свой отпуск. Для выражения своего уважения к почившему актёру к театру выстроилась многотысячная толпа, для автотранспорта было перекрыто несколько улиц[. После окончания гражданской панихиды актёр упокоился на центральной аллее 52-го поля Байкового кладбища. Сам актёр признавался, что хотел бы умереть в тот же день, что и его мать Мария Григорьевна, скончавшаяся в ночь с 23 на 24 июля 2007 года Творчество[править | править вики-текст] Богдан Ступка был, по большей части, драматическим актёром, которому были подвластны любые образы и персонажи. Исполнив около 100 ролей на киноэкране и более 50 на театральной сцене, к концу жизни он стал символом украинской нации, дал мощный импульс для продолжения и полноценности украинской культуры[15]. Богдан Сильвестрович был одним из главных артистов последнего десятилетия на постсоветском пространстве[15]. Константы в исполнении Богдана Ступки покорил членов жюри третьего Римского кинофестиваля, вручивших ему приз за лучшую мужскую роль За свою кинокарьеру Ступка был удостоен около 15 кинонаград и призов, включая «Нику» и три «Золотых орла». Перевоплощение в старика Блинова в военной драме «Свои» принесло актёру большой успех во всём мире, а Европейская киноакадемия даже выдвинула его на получение своей знаменитой премии, но тогда, в 2004 году, на церемонии вручения Ступка проиграл испанцу Хавьеру Бардему. Мировую славу окончательно закрепил образ Константы в польской ленте Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони». Дебютный для Ступки фильм, «Белая птица с чёрной отметиной», где он исполнил роль украинского националиста Ореста, потряс советских зрителей[15]. Потряс не только сам фильм, удостоенный Золотого приза VII Московского кинофестиваля, но и игра молодого актёра Богдана Ступки, сумевшего воссоздавать сложность человеческой натуры[15]. Знаменитый российский кинокритик Андрей Плахов вспоминал[16]: « Я хорошо помню Ступку в этой картине. Созданный им образ был абсолютно новым для советского кино. Он показал человека, связанного с подпольным националистическим движением на Украине. Фильм отражал раскол Украины, и это было очень революционно для того времени. » На нью-йоркской премьере нового фильма Киры Муратовой «Два в одном» Ступку ставили в один ряд с Робертом Де Ниро, Аль Пачино и Энтони Хопкинсом, отмечая мастерство и многогранность его актёрской игры[17]. В последние годы, после того как Ступка снялся в ряде российских фильмов, даже зарубежные, скептически настроенные критики признавали его огромный вклад в мировой кинематограф[15]. Среди последних киноролей актёра одной из самых запоминающихся стала роль Тараса Бульбы в одноимённом фильме Владимира Бортко, принёсшая ему предпоследнего «Золотого орла»[18]. Криминальная картина Олега Погодина «Дом», вышедшая в прокат за полгода до смерти Богдана Ступки, показала, что играть он может действительно всех, даже жёстких отцов большого семейства. Большинство аналитиков, обозревавших фильм, пришли к выводу, что пальма первенства актёрской игры принадлежит только ему. Награды и признание 1976 год — Заслуженный артист Украинской ССР 1980 год — Народный артист Украинской ССР 1980 год — Государственная премия СССР За исполнение ролей в спектаклях «Дикий ангел» А. Ф. Коломийца и «Дядя Ваня» А. П. Чехова в Киевском государственном академическом украинском драматическом театре имени Ивана Франко 1991 год, 28 января — Народный артист СССР 1991 год — Премия имени И. П. Котляревского 1993 год — Государственная премия Украины имени Т. Г. Шевченко За исполнение главной роли в спектакле «Тевье-Тевель» по Шолом-Алейхему в Киевском государственном академическом украинском драматическом театре им. Ивана Франко 1994 год — Почётный знак отличия Президента Украины[25] 1994 год — Премия имени А. М. Бучмы 1996 год — Премия имени К. С. Станиславского 1997 год — Действительный член (академик) Академии искусств Украины 1999 год, август — Орден «За заслуги» II степени 2000 год — Офицерский крест Ордена Заслуг перед Республикой Польша[26] 2001 год, август — Орден «За заслуги» I степени 2001 год — Орден Дружбы За заслуги в развитии театрального искусства и вклад в укрепление украинско-российских связей[27] 2001 год — Премия «Хрустальная Турандот» (Москва) в номинации «Лучшему пришельцу за вклад в московское театральное искусство» (за роль Афанасия Ивановича в спектакле «Старосветская любовь») 2004 год — Премия «Ника» в номинации Лучшая мужская роль («Водитель для Веры») 2004 год — Премия «Золотой орёл» в номинации Лучшая мужская роль второго плана («Водитель для Веры») 2004 год — Премия «Золотой Овен» в номинации За лучшую мужскую роль («Свои») 2004 год — Номинация на премию Европейской киноакадемии за лучшую мужскую роль («Свои») 2006 год — Премия «Триумф» 2006 год — Золотая медаль Академии искусств Украины 2006 год — Орден князя Ярослава Мудрого V степени 2008 год — Приз Международного кинофестиваля в Риме — серебряная статуэтка «Марк Аврелий» за лучшую мужскую роль («Сердце на ладони» (польск. Serce na d&#322;oni)) 2009 год — Премия «Золотой Орёл» в номинации Лучшая мужская роль в кино («Тарас Бульба») 2009 год — Международная премия имени Н. В. Гоголя (Италия)[28] 2009 год — Почётный гражданин Киева[29] 2010 год — Орден князя Ярослава Мудрого IV степени 2011 год, 23 августа — Герой Украины с вручением ордена Державы За выдающийся личный вклад в обогащение национального культурно-художественного наследия, многолетнюю плодотворную творческую деятельность и высокое профессиональное мастерство[30] 2011 год, 25 августа — Орден Почёта За большой вклад в развитие связей между Российской Федерацией и Украиной в области культуры[31] 2012 год — Премия «Золотой орёл» в номинации Лучшая мужская роль второго плана («Дом») 2012 год — Государственная премия Украины имени Александра Довженко за выдающийся вклад в развитие украинского киноискусства (посмертно)[32] 2012 год — Премия «Телетриумф» в номинации Актёр телевизионного фильма/сериала («Однажды в Ростове») Премия им. Сиди Таль Член Союза кинематографистов Украины Член Европейской киноакадемии Академик Российской академии кинематографических искусств <<Ника>>
 
<банер1Ukraine Фотографии фотографа Александра Толчинского на ФотоФорум.ру Download from FileHippo.com GrafaMania.net - Территория дизайнера и веб-мастера