Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Александр Фредро-польский Мольер со Львова
 
ГОРЯЧИЙ ПАТРИОТ Александр Фредро родился в 1793 г. В Сурохове около Ярослава(Польша).В 1797 г. Его родители переехали в Бенкову Вишню под Рудками около Львова.Александр никогда не оканчивал школ и лицеев,свое образование он получил в родном доме.
 
  
 



Его биограф Фредерик Левестам пишет:»Характер у Фредро был замкнутый,он был весь в себе,в детстве ничто не предвещало у него зарождения таланта комедиографа,который позже так великолепно раскрылся.Впервые в 12 лет он без чьей либо помощи и не пребывая ни под чьим влиянием вдруг начал писать комедии.» В 1806 г. Трагически в пожаре родного дома погибает его мать-Марианна и отец Яцек под этим впечатлением вместе с детьми переезжает из Рудок во Львов.В 1809 г.Наполеон создает Варшавское Герцогство,в состав которого входит территория Галиции со Львовом.В город вступает корпус князя Йозефа Понятовского – племянника Короля Станислава- и начинается рекрутский набор в армию добровольцев в поход на Россию.16-летний Фредро оставляет литературные труды и вступает уланом в войско.В составе польского корпуса в армии Наполеона принимает участие в Бородинском сражении,где за храбрость получает Золотой Крест Virtuti Militari.Принимает участие в походах 1813-1814 гг. уже в качестве офицера штаба Императора.Участвовал в Битве Народов под Лейпцигом(1813).В 1814 г. Получает из рук Наполеона Орден Почетного Легиона.По завершению войны и низложению Наполеона вернулся в родную Бенкову Вишню. С 1829 г. Стал членом Товарищества Содействию Наук.В 1846 г.Фредро купил небольшое поместье в околицах Львова и там уже остался жить.Во время восстания «Весны Народов» был избран членом Львовской Народной Рады.Выступал как горячий польский патриот,критикуя бюрократический и чиновнический произвол австрийских властей.Был обвинен имперскими властями в измене и только заступничество наместника Галиции поляка Агенора Голуховского спасло его от тюрьмы. В 1850-55 гг. Александр проводит в Париже,где встречается с представителями польской эмиграции ,в частности с А.Мицкевичем,который высоко оценил его талант комедиографа и познакомил его с театральными деятелями в столице.С легкой руки эмигрантов Фредро стали называть польским Мольером и отцом польской комедии.В 1861 г. Александр вошел в состав Сейма Крайовего.Совместно со львовским магнатом князем Леоном Сапегой организовал Земское Кредитное Товарищество и Галицийскую СберКассу.Занимался организацией и финансированием Оссолениума.Принимал участие в строительстве первой железной дороги в Галиции.Занимался проблемами села и воспитанием молодежи.За эти заслуги в 1839 г.Фредро становится почетным жителем Львова.В последние годы жизни писатель отошел от общественной жизни,тяжело болел и умер в тесном кругу семьи в 1876 г.Был похоронен в семейном склепе костела в Рудках.Его похороны во Львове вылились в многотысячную манифестацию,куда съехались представители разных организаций со всей Польши.В 1897 г. Стараниями Литературно-Артистического Общества Львова ему был поставлен памятник работы Людвика Маркони.Сейчас он находится во Вроцлаве на городском рынке.
ЛЬВОВСКИЙ МОЛЬЕР Свои первые произведения Фредро начал писать на войне.На сцене он дебютировал в 1821 г.комедией «Пан Гелдхаб». Комедия, в которой Фредро показал, как под напором новых буржуазных отношений шляхетские понятия о чести, долге, общественной значимости человека постепенно сводятся ко все более откровенному преклонению перед денежным мешком, как в шляхетской среде утверждается тип выскочки-приобретателя. Фредровский пан Гельдхаб, жадный и невежественный мещанин, наживший состояние во время наполеоновских войн, стремясь упрочить свое положение, хочет выдать дочь замуж за титулованного жениха. Им становится разорившийся князь Родослав, циничный аристократ, ради обогащения готовый на все. Гельдхаб и его дочь отказываются от прежнего жениха, скромного шляхтича Любомира, но Родослав неожиданно получает большое наследство и, естественно, меняет свои планы. Любомир же, оскорбленный в лучших чувствах, охладевает к своей бывшей невесте. Польский критик К.Броджинский в то время писал:»Новым явлением и единственным богатством сцены являются комедии Фредро,всегда встречаемые бурными овациями благодарных зрителей»Во Львовском театре ставили такие его бессмертные комедии,как: «Муж и жена»(1822),»Иностранщина»,»Дамы и Гусары»(1825),»Клятвы женщины»(1833),»Пан Иовяльский»(1832)- комедия, высмеивающая нравы галицийской шляхты. Три поколения, представленные в доме Иовяльского, где происходит действие комедии, отличаются друг от друга вкусами, привычками, обычаями. Пан и пани Иовяльские, милый старый шутник и его почтенная и ограниченная жена, — люди старого времени, сохранившие и смешные анахронизмы прошлого, и то хорошее, что в нем было. Резко отрицательно относится писатель к спесивой и глупой паре — камергеру и его жене, а также к богатому помещику Янушу. Со снисходительным юмором написана молодежь: дочь камергера Елена, поэт Людмир и художник Виктор, случайно попавшие в дом Иовяльского. Любовная интрига после многих перипетий и комических ситуаций завершается благодаря случайности помолвкой Людмира и Елены.,»Месть»(1835)- — пьеса, изображающая мир шляхетского захолустья, во многом сохранившего нравы и обычаи шляхты XVIII в. Основа комической интриги заключается в том, что герои пьесы реент (нотариус) Мильчек и чесьник (чашник) Раптусевич владеют совместно замком, полученным по наследству, и беспрерывно ссорятся. Ссора, завязавшаяся по поводу стены, которую на границе двух владений строит Мильчек и разрушает Раптусевич, затрагивает личные отношения главных героев и их домочадцев. Запутанная ситуация разрешается в конце концов тем, что чесьник, стремясь отомстить недругу, выдает свою дочь Клару за сына Мильчека — Вацлава, а это как раз соответствует желаниям молодых людей. В пьесе шляхетское прошлое представлено как отмирающий, смешной и нелепый в своем чванстве и предрассудках мир. Замечательна, например, по своему комизму фигура хвастунишки, нахала и труса Папкина, который, не имея ни гроша за душой, живя подачками, все-таки не может отказаться от своей шляхетской спеси.Александр Калягин –режиссер театра «ET cetera» в Москве –пишет,что граф Александр Фредро высек польскую аристократию. Высек, досконально зная «за что» и в совершенстве умея «как». Высек ловким хлыстом сатирика, высек с изяществом графа и правдолюбием мужика. Высек более века назад, да так, что и сегодня зал взрывается хохотом и без конца аплодирует фейерверку авторских находок. Фредро — родоначальник польской бытовой комедии, мастер кружевной интриги, блестящих диалогов, мудрой точности характеров и яркого комизма. И это в то время, когда Фредро написал несколько десятков пьес, а театры все время жалуются на отсутствие хороших комедий! «Месть» интересно играть и интересно смотреть. Интересно играть, ибо Фредро умел писать роли! Один его Папкин — эта смесь Фальстафа и Тартарена — клад для актера. Режиссер и актеры ведут спектакль по самому острию гротеска — еще чуть-чуть, и театр станет клоунадой… Но ведут так уверенно, что театр остается театром, озорным и ярким, как цирк, но нигде не скатывающимся на примитивность, нигде не пытающимся рассмешить во что бы то ни стало. Не только Раптусевича и Мильчека — представителей польской шляхты высек Фредро. Драматург презирает и их прислужников. Ибо только чувство глубочайшего презрения могло заставить выползти из-под пера драматурга и взгромоздиться на сцену Панкина — трусливого вруна, неудачливого бонвивана, до краев наполненного великой любовью к себе и бесконечными за себя, любимого, волнениями. Поклонником творчества Александра Фредро был директор Львовского театра Ян Непомуцен Каминский. Однако уважаемые театральные критики города С.Гоштинский и А.Дунин-Барковский обвинили Фредро в космополитизме,воспевании придворных(шляхетских )традиций, в недостатке народности в образах его комедий и заставили его замолчать на долгих 17 лет.В конце жизни он еще продолжал писать,но комедий своих в театрах уже не ставил.Последними произведениями,что вышли из-под его пера были:»Воспитанница»(1854-55) и «Большой человек для малых интересов»(1854).В своих мемуарах «Три на три»(1844-46)Фредро описал всю свою жизнь:детство,военные походы и творчество.Им написаны повести «Дневник изгнанника»(1831),сказки «Павел и Гавел»,»Обезъяна в ванной»,поэмы «Швец и дьявол»(1854),лирика «pro memoria»,сборник сентенций,поговорок и анекдотов «Записки старика»Известный хронист 19 в. Завадский писал:»Фредро был гений-самородок/Не учился творить-образы сами находили его.Писал с юмором,как будто играючи.Но юмор этот был вдохновением,потребностью его души»Комедии его до сих порставятся в театрах,они не утратили своей актуальности,т.к. раскрывают мир человеческих страстей,наклонностей и пороков в свете тонкого и забавного юмора.Театральный мир Фредро представлен яркой плеядой образов оригинальных,начиная с придворных нравов и заканчивая бытом мещан.Критик Завадский писал,что каждая комедия,представленная на львовской сцене,была гармоничной и все воображаемые герои автора были как живые.В произведениях писателя добро всегда побеждает зло,любовь выходит победителем из всех превратностей жизни.Фредро был сторонником крепких семейных уз и считал,что личность гармонически формируется в домашнем микроклимате.В его комедиях в разное время переиграли все выдающиеся актеры 19 и 20 вв. Портрет писателя А.Фредро: http://www.philatelia.ru/pict/cat5/stamp/11593s.jpg http://www.philatelia.ru/pict/cat5/stamp/11594s.jpg http://pl.wikisource.org/wiki/Grafika:RaczynskiAleksander.PortretAleksan draFredro.jpg Памятник А.Фредро,поставленный во Львове и перенесенный во Вроцлав: http://www.lwow.com.pl/pomniki/fredro.html Семейный склеп Фредров в Костеле в Рудках около Львова: http://castles.com.ua/rudky.html

 
  
 
 
<банер1Ukraine Фотографии фотографа Александра Толчинского на ФотоФорум.ру Download from FileHippo.com GrafaMania.net - Территория дизайнера и веб-мастера