Предыдущая   На главную   Содержание
 
Об украинском национализме
 
В декабре Львов встретил меня своим фирменным гололёдом. Похоже, не случайно! В такое время года Львов больше всего напоминает собой Европу – спутник Юпитера – поверхность которой покрыта льдом. Львов помешан на своей европейскости, которая, впрочем, является всего лишь некой ностальгией по золотому веку (Львов был столицей Королевства Галиции и Лодомерии). Смехотворный акцент львовцев на национальном, украинском, характере города и их тяга к Европе и Америке отражают диалектику их натужных и странных идентификационных поисков. По-видимому, сама история Львова предопределила какие-то скачки, метания, завихрения, мании, комплексы, псевдоинтеллектуальные пароксизмы львовян.
Украинская культура была некогда периферийной по отношению к русской культуре. В 1990 году Украина получила независимость и нынешнее её положение должно быть вполне самодостаточным, а культура доминантной. Однако, старые комплексы жертвы не дают покоя. Колониальные стереотипы в головах украинцев настолько живучи, что ко всему русскому они по-прежнему относятся враждебно: уже будучи самостоятельными и независимыми, ведут себя как «младшие братья». Комплексы быстро не изживаются. Впрочем, и авторитарная Россия, которая активно вмешивается в украинскую политику, даёт поводы, признаем это, для подобного к себе отношения.
Тоска по уже легендарному прошлому и нынешнее серое существование – подобная разница потенциалов способна вызвать мощный прилив энергии. Её избыток заметен в усилении национализма и враждебности ко всему, что не является украинским. С другой стороны – это сплачивающая людей сила. Многие жители Западной Украины, спасаясь от бедности, работают за границей и перечисляют деньги на родину. В отличие, к примеру, от русских, украинцев отличает взаимная поддержка, некая этническая корпоративность, а лучше сказать – солидарность. Настоящая солидарность (не путать со стадностью!) невозможна без общих представлений о добре и зле, о человеческом достоинстве. Именно поэтому на Украине, например, оказалась возможной «оранжевая революция». К сожалению, исторический шанс на возрождение Украины был упущен, редкий всеобщий энтузиазм втоптан в грязь политически, интеллектуально и духовно незрелыми людьми, которым народ доверил управление!
Но вернёмся во многом к уникальной истории Львова. «После первого раздела Польши, Львов стал столицей австрийской провинции. Начало правления Австрии было весьма либеральным. В 1861г. был образован Галицкий парламент, а в 1867г. Галиции было предоставлено широкое самоуправление, как культурное, так и экономическое. Галиция стала единственной частью бывшей Польши, получившей некоторую культурную и политическую свободу. В результате Львов стал главным центром польской культуры и политики. Вместе с тем, город служил и важным центром галицко-русского движения. Городу было дано право делегировать представителей в парламент Вены, что привлекало множество выдающихся деятелей культуры и политики. Львов стал местом встречи польской, немецкой, еврейской и украинской культур». Эта уникальность, которая ещё относительно недавно была вполне осязаемой, и сегодня не даёт покоя жителям Львова, поощряя чрезмерно высокое мнение о себе, зачастую плохо образованных людях. Национальная гордость – имперское чувство. И тут Львов, пожалуй, испытывает такие же фантомные боли по утраченной империи, как некоторая часть российского общества, российского истеблишмента. Национальная гордость – понятие противоречивое. С одной стороны, человеку свойственно хотеть испытывать чувство самоуважения как представителя своей нации. С другой стороны, когда это чувство остаётся без удовлетворения, человек проникается тихой ненавистью к тем, кто говорит с ним на одном языке и живёт на одной территории, ненавистью к себе и к другим нациям.
Перефразируя Ницше, скажем, что национальная гордость – это чувство национального превосходства без всемирного признания. В этом и кроется парадокс национальной гордости: без неё нельзя жить, но она никогда не получит этической санкции у других народов, да и у хорошо образованной части своего тоже. Таким образом, национальная гордость должна являться предметом сугубо интимным так же, как и вера. В противном случае нам не избежать фрустрации и конфликтов на национальной и религиозной почве. На практике это означает, что все атрибуты и маркёры национальной гордости, так же как и религиозной принадлежности, должны быть изъяты из публичной сферы. (Запрет на ношение хиджаба в общественных местах во Франции – правильная мера, поскольку хиджаб – не просто накидка, а символ). Всё национальное, так же как религиозное, в публичной сфере может быть оправдано лишь как эстетический феномен, но не мировоззрение. На смену национальной гордости должна придти национальная честь, то есть нравственное достоинство, доблесть, честность, благородство и чистая совесть нации. Это близкое к идеальному состояние наций, при котором само понятие нации отходит на десятый план, уступая место нравственному величию человечества.
Читая Бертрана Рассела, в первую очередь думаешь о том, какой это был умный человек, и уже потом восхищаешься нацией, давшей миру такого интеллектуала. Что такое нация без лучших людей? Всего лишь племя. Когда таких людей будет большинство понятие нации отойдёт на второй план, ибо будет одна нация – нация умных людей. Перефразируем Б.Рассела и скажем о мыслящих людях так: они ищут величия не в буйстве национальной гордости, а в величии отражённой Вселенной.

Львовский национальный академический театр оперы и балета имени С. Крушельницкой
 
  
 

Далеко не каждый город может похвастаться своим оперным театром, а богатой историей тем более. Львов может. «В конце XIX века было принято решение о строительстве Большого городского театра. В 1895 году был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект, в котором, среди многих участников, была фирма «Г. Гельмер и Ф. Фельнер», построившая к тому времени более сорока театров в России и Австро-Венгрии, в Болгарии и Германии. Среди архитекторов, работавших в этой фирме, были такие известные мастера, как, например, автор проекта Краковского театра Я. Завейский». Независимое жюри в Лейпциге единогласно признало наилучшим проект выпускника Берлинской архитектурной академии, директора Львовской высшей художественной школы Зигмунта Горголевского. Архитектор смело предложил «спрятать под землёй» речку Полтву, протекающую в месте строительства, а вместо фундамента впервые в Европе использовал цельную бетонную основу». З. Горголевский руководил всеми земляными и строительными работами. Строительство началось в июне 1897 года и длилось почти три года. И через три года архитектор умер – бесконечные разговоры о том, что театр, который три года «садился», развалится, довели Горголевского до инфаркта. «Театр построен в классических традициях с использованием форм и деталей архитектуры ренессанса и барокко». На втором этаже сохранились личные апартаменты императора Франца Иосифа с ванной и выходом в императорскую ложу. Всё лучшее в архитектуре Львова осталось от Речи Посполитой и Австро-Венгрии. Всё худшее – от советской власти, умевшей строить только бараки.
Уникален и восхитителен занавес весом 12 тонн в Львовской опере, ибо представляет собой художественный шедевр Семирадского. Изображённое наглядно выражает идею о том, что «вся жизнь – театр, а люди в нём актёры». Из-за старости занавес используют только по очень большим торжествам.
На потолке над великолепной люстрой из драгоценных металлов изображены аллегорические фигуры: Грация, Музыка, Невинность… в зеркало смотрится Правда. Зеркало не солжёт! Возможно, не случайно в театре появился зеркальный зал. Зеркало позволяет взглянуть на себя со стороны и пережить катарсис. Так же как и театр! «Зеркальное отражение сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека». С возможности взглянуть на себя и начинается рефлексия (букв. отражение). Театр пробуждает тоску по иной жизни, напоминает о существовании души, духовных ценностей.
На галёрку пускали бесплатно, но за это бенефициарии должны были довезти до дома артисток труппы после спектакля.
Оперный театр носит имя великой С.Крушельницкой, которая «владела выдающимся по силе и красоте голосом широкого диапазона, необычайной музыкальной памятью (могла изучить оперную партию за два-три дня), виртуозной техникой, ярким драматическим дарованием». Известный итальянский музыковед Ринальдо Кортопасси писал: «В первые десятилетия XX века на оперных сценах мира царствовали четыре личности мужского пола – Баттистини, Титта Руффо, Шаляпин и Карузо. И только одна женщина смогла достичь их высот и встать рядом с ними. Это была Соломея Крушельницкая. Однако в сравнении с прославленными коллегами как личность она оказалась намного выше».
В консерваторском дипломе С. Крушельницкой было написано: «Этот диплом получает панна Соломея Крушельницкая как свидетельство художественного образования, добытого образцовой старательностью и чрезвычайными успехами, особенно на публичном конкурсе 24 июня 1893 г., за которые была отмечена серебряной медалью».
Студенты распрягали лошадей и везли её вместо коней!
С.А. Крушельницкая пела на четырёх континентах.
«17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй». Несмотря на участие выдающихся певцов спектакль провалился. Маэстро чувствовал себя раздавленным. Друзья уговорили Пуччини переработать своё произведение, а на главную партию пригласить Соломею Крушельницкую. 29 мая состоялась премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй», на этот раз — триумфальная. Публика семь раз вызывала актёров и композитора на сцену. После спектакля растроганный и признательный Пуччини послал Крушельницкой свой портрет с надписью: «Прекраснейшей и очаровательнейшей Баттерфляй».
В 1906 году А.Тосканини приглашает её в «Ла Скала».
В августе 1939 года певица приехала в Галицию. Началась Второй мировой войны, но почему-то артистка не захотела вернуться в Италию. В 1939 году советская власть национализировала трёхэтажный дом С.Крушельницкой во Львове, купленный на честно заработанные деньги, оставив ей только четырёхкомнатную квартиру, в которой она жила с сестрой Анной. Во время немецкой оккупации Львова С. Крушельницкая бедствовала, зарабатывая на жизнь частными уроками вокала.
После войны С. Крушельницкая начала работать во Львовской государственной консерватории. Однако её преподавательская деятельность, едва начавшись, чуть было не закончилась. Советские бюрократы требовали от звезды мировой оперной сцены диплом. Весь Львов знал, что этот диплом был. Диплом позже нашелся в фондах городского исторического музея.
Живя и преподавая в Советском Союзе, Соломея Амвросиевна долгое время не могла получить советское гражданство, оставаясь подданной Италии. Только после того, как она написала заявление о передаче своей итальянской виллы и всего имущества советскому государству, Крушельницкая стала гражданкой СССР. Виллу тут же продали, компенсировав владелице мизерную часть от её стоимости. Порой у всемирно известной певицы не было в СССР средств к существованию.
В 1951 году Соломее Крушельницкой присвоили звание заслуженного деятеля искусств УССР, а в октябре 1952 года, за месяц до кончины, Крушельницкая получила звание профессора. Советская власть умела грабить и издеваться над гениальными людьми. 16 ноября 1952 года Соломея Крушельницкая умерла. Её похоронили во Львове на Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника – Ивана Франко.
«Певица была страстной пропагандисткой украинской музыки. В 1900 году она приехала во Львов и на сцене театра Скарбека вместе с О.Мишуги выступала в опере Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».

«Запорожец за Дунаем»

Именно эту оперу я смотрел и слушал а театре. «Запорожец за Дунаем» (1863) – первая в истории украинская опера, написанная С. С. Гулаком-Артемовским. «Известную роль в возникновении замысла оперы сыграл историк Н. Костомаров, подсказавший композитору её тему. После уничтожения Запорожской Сечи (1775) многие казаки бежали за рубеж; на подвластной туркам территории возникла Задунайская Сечь. Турецкое правительство пыталось использовать запорожцев как военную силу, направленную против России. В 1828 г., во время русско-турецкой войны, часть казаков, во главе с атаманом О. Гладким, вернулась на родину, после чего Задунайская Сечь была уничтожена. Автор свободно переосмыслил эти события и перенёс в XVIII в. Как отголосок, проходят воспоминания об уничтожении Потёмкиным казачьей вольности. Смысл произведения в идее любви к родине, страстном стремлении запорожцев вернуться на Украину».
Слушая оперу, невольно проникаешься любовью к Украине, становишься в этот момент украинским патриотом! Но эти высокие эмоциональные переживания, разумеется, не могут подменить собой критическое восприятие действительности. Любое патриотическое произведение должно лишь отражать объективную любовь граждан к своей родине, а не манипулировать высокими чувствами вопреки беспросветной реальности существования людей в той или иной стране.
«Опере присущи юмор, народность, лиризм. Простодушно-лукавый Карась и его сварливая жена Одарка сродни персонажам «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Вскоре после премьеры царское правительство, напуганное польским восстанием 1863 г., обрушилось на проявления национальной культуры народов Российской империи, усматривая всюду тенденции сепаратизма. Цензурный запрет лёг на развитие украинской драматургии и театра на 20 лет». Но все эти и другие репрессивные меры против национальных движений не уберегли царский режим от чудовищного краха. Он рухнул, так же как и гигантский колосс – Советский Союз. Не исключено, что та же судьба постигнет и плохо управляемую Россию, в которой центробежные силы велики и сдерживаются лишь страхом и полицейской силой.
Во многом музыка этой оперы незамысловата. Больше всего мне понравился дуэт Оксаны и Андрея. Хотел бы отметить исполнителя партии Андрея харизматичного певца Андрея Савку. Его выступление особенно тронуло меня.

Тайная встреча Гитлера и Сталина

Возможно, Львовскую оперу посещал и Адольф Гитлер. Оперу он любил. Оставив школу, «проводил время, посещая театры и оперу, копируя полотна художников-романтиков, читая приключенческие книги и гуляя в лесах». Сохранились и его рисунки «Венской оперы» 1912 г. и «Мюнхенской оперы» 1914 г. В 23 года он неплохо рисовал. Именно во Львове осенью 1939 года состоялась тайная встреча Гитлера и Сталина. Вот письмо Сталина Послу Германии в СССР Шуленбургу от 3 сентября 1939 г. «Я принципиально согласен встретиться с господином Адольфом Гитлером. Неизменно буду рад этой встрече. Организацию встречи я поручил своему наркому внутренних дел тов. Берия. С уважением И. Сталин». Письмо от 11 октября 1939 г. «Прошу Вас окончательно считать временем встречи 17 октября 1939 г. Мой поезд прибудет к месту встречи в 15 ч. 30 мин. Органами НКВД предприняты все меры для безопасности планируемого мероприятия. С уважением И. Сталин». «Первоначально Сталин хотел пригласить Гитлера в Москву. Однако фюрер не согласился, ссылаясь на трудности начавшейся войны. В конце концов, выбор пал на приграничный и только что отошедший к СССР Львов. Туда практически в одно и то же время прибыли оба состава. Поезд Гитлера был замаскирован под венгерский экспресс. Вокзал и перрон оцепили.
Гитлер поднялся в вагон Сталина, сопровождаемый только личным переводчиком». «Сталин и Гитлер с глазу на глаз обсуждали ход выполнения секретного дополнительного протокола, который был подписан вместе с пактом о ненападении и четко разграничивал сферы влияния СССР и Германии в Европе. На львовской встрече Сталин и Гитлер также заручились личными гарантиями невмешательства в дела друг друга и сошлись во мнении, что дружба народов СССР и Германии имеет все шансы сохраняться и крепнуть. В ходе аудиенции за кружкой местного пива Гитлер сообщил Сталину сведения чрезвычайной важности. Весной, как только позволит обстановка и погода, Германия начнет немедленное наступление на Францию. За Францией придет черед Англии, если она не подпишет с Германией мирный договор. В свою очередь, Сталин заверил фюрера, что СССР никогда не нападет на Германию. Поговорив об увеличении поставок нефти, леса, зерна из СССР в обмен на станки, морские суда и один крейсер, Гитлер попрощался со Сталиным». Во многом такой примитивно-утилитарный характер отношений между Россией и Европой сохранился до сих пор. Мы им поставляем природные ресурсы. Они нам – технику. Отставание по-прежнему остаётся!
Как это отставание преодолеть? Как сравняться с Европой при нынешнем уровне бедности, коррупции, аморальности, несвободы? Сама Россия не справится! Я считаю, что только армия НАТО способна победить российскую коррупцию. Не по этой ли причине российская власть, спецслужбы так боятся НАТО?
Главный греко-католический собор Львова был построен на средства львовского митрополита Атаназия Шептицкого. В крипте храма похоронены останки патриарха Иосифа Слепого и митрополита Андрея Шептицкого. Ранее на территории первой церкви на Святоюрской горе были захоронены останки князя Ярослава Осмомысла. На главном фасаде установлены статуи св. Афанасия и Льва (скульптор Иоганн Пензель – основатель украинской школы барокко). Вверху, на аттике, расположена скульптурная группа работы того же автора, которого прозвали «Украинским Микеланджело», – «Юрий Змееборец», являющаяся примером барочной скульптуры в Украине. В храме находятся две чудотворные иконы – икона Теребовельской Богородицы (ХVII в.) и икона Киево-Печерской Божьей Матери (ХVII в.).
В соборе хранятся частички мощей Николая Чудотворца, Святого Валентина и Святого Шарбеля. Пожалуй, св. Шарбель наименее известен. О нём и скажем несколько слов. «Ещё при жизни отец Шарбель имел репутацию святого. Сам он отличался большой преданностью таинству Евхаристии и строгостью монашеской аскезы. Через несколько месяцев после его похорон на монастырском кладбище над могилой стали видеть свечение. Тело, из которого выделялись пот и кровь, переместили в специальную гробницу, которая стала местом многочисленных паломничеств. В 1925 году Папа Пий XI разрешил начать процесс беатификации о. Шарбеля. В 1927 и 1950 годах его мощи мироточили, ему приписывается ряд чудесных исцелений. Беатификацию (1965) и канонизацию (1977) совершил Папа Павел VI. Многие чудеса произошли после смерти святого. Одним из наиболее известных является случай Нохад Эль Шами, 55-летней женщины, страдавшей от паралича. В ночь на 22 января, 1993 г, она увидела во сне двух монахов-маронитов, стоящих у её кровати. Один из них наложил руки ей на шею и произвел на ней операцию, второй подкладывал подушку под её шею. Проснувшись, Нохад обнаружила две раны на шее. Она полностью выздоровела и могла свободно ходить. Она считала, что оперировал её Св. Шарбель». Святой Шарбель считается покровителем неизлечимо больных людей!
Именно в соборе святого Юра 5 декабря 1826 года известный скрипач Кароль Липиньский и хор первого лембергского музыкального общества «Цецилия» под управлением Франца Ксавьера Вольфганга Моцарта, младшего сына гениального композитора, дали концерт памяти Вольфганга Амадея Моцарта, исполнив «Реквием». В 1808—1838 гг. с незначительными перерывами Моцарт-младший жил в Лемберге (так тогда назывался Львов). Франц Ксавьер организовал во Львове хоровое общество Святой Цицилии, которое насчитывало 400 человек, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами, дирижируя оркестром. Он автор целого сборника фортепианных пьес. Всю жизнь его сравнивали с отцом. И сравнение это было не в пользу сына, несмотря на то, что тот был далеко не бездарным композитором. «Райффайзенбанк» издал диск с малоизвестными произведениями Моцарта-младшего.
Ксавьер был влюблён в женщину старше себя. Семейная жизнь у него, увы, не сложилась!
 
  
 


Музеи Львова
Львовская картинная галерея не произвела на меня большого впечатления. Во Львове интересные исторический и этнографический музеи. В этнографическом я обнаружил статуэтку «Мать фавнов», сделанную из майсенского фарфора. По-моему редкий в искусстве сюжет. Мастер изобразил изящную Бона деа (Добрую богиню) в окружении маленьких фавнов. Другая достопримечательность Львова – это красивые девушки, концентрация которых там больше, чем где-либо. Думаю, что если бы они были даже с козьими ногами, как наша фарфоровая Фатуя, то всё равно ловили бы восхищённые взгляды и воспринимались бы как майсенские фигурки.

Аптека-музей

Таких музеев вообще немного. Я был в подобном в Брюгге. Тут можно увидеть фармацевтические весы, посуду для хранения медикаментов, часть которой сделана из того же стекла, что и кремлёвские звёзды, аптечное оборудование разных эпох, старые патентованные лекарства, старинную аптечную лабораторию. Алхимическая лаборатория, библиотека, которая насчитывает свыше 3 тысяч книг, старые аптечные подвалы. Здесь же находится первая керосиновая лампа. В 1853 львовские учёные научились получать керосин путём перегонки нефти, после чего усовершенствовали устройство лампы и получили её первый по-настоящему безопасный вариант. Благодаря этому изобретению, в том же году во львовской больнице была впервые сделана срочная ночная операция, освещавшаяся керосиновыми лампами.
 
  
 

Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого
Первоначально «Церковный музей» Национальный музей во Львове был основан в феврале 1905 года греко-католическим митрополитом Андреем Шептицким как одно из средств развития украинской культуры. Основа фондов – великолепная коллекция икон, собранная А.Шептицким, который подарил около 10 тысяч предметов и содержал музей преимущественно на собственные средства.
Максим Ефимов

http://maxim-efimov.livejournal.com/53310.html
 
<банер1Ukraine Фотографии фотографа Александра Толчинского на ФотоФорум.ру Download from FileHippo.com GrafaMania.net - Территория дизайнера и веб-мастера